Программные продукты


Торговое оборудование


Услуги














GISMETEO: Погода по г. Караганда

Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
 



   




г. Караганда,
ул. Кривогуза 33/1
+7 (7212) 43-98-00, 43-83-97, 43-81-38, 50-33-30

Общие вопросы: plast@plast.com.kz
Линия консультаций: hline@plast.com.kz
 




Регистрация договоров и учет взаиморасчетов с контрагентами в конфигурации "Бухгалтерский учет для гос. учреждений Казахстана, ред. 2.0", разработанной на основе "1С:Предприятие 8"


Важным этапом ведения учета в государственных учреждениях является регистрация заключенных договоров, а также учет расчетов с контрагентами.

При заключении договоров используется справочник Виды государственных закупок. В качестве вида государственных закупок могут быть указаны следующие значения: из одного источника, открытый конкурс, закрытый конкурс, ценовые предложения и т.д.

Для регистрации организаций, с которыми работает государственное учреждение, используется справочник Контрагенты.

Если предполагается, что список контрагентов будет большой, то целесообразно объединять контрагентов в группы. Например, «Банки», «КСН временного размещения денег физических и юридических лиц», «Налоговые комитеты».

Для каждого контрагента заносится необходимая справочная информация и сведения о расчетных счетах и договорах, выступающих в качестве дополнительной аналитики ведения взаиморасчетов.

С каждым контрагентом может быть заключено несколько договоров. При этом для каждого договора указывается вид договора, который может принимать следующие значения:

  • с поставщиком;
  • с покупателем;
  • прочее.

Тот или иной договор может использоваться в документах в зависимости от выбранного вида. Например, если вид договора «С поставщиком», то по этому договору могут оформляться только операции по приобретению ТМЗ, услуг и т.д. Если один и тот же контрагент выступает как покупателем, так и поставщиком, то с ним должен быть оформлен договор с видом «С покупателем» и «С поставщиком». Отражение расчетов с контрагентами во многом зависит от того, какая валюта взаиморасчетов определена в договоре с контрагентом и в какой валюте оформляется сам документ. Если в качестве валюты взаиморасчетов по договору указано тенге, то документы движения по этому договору могут быть оформлены только в тенге. Если же в договоре указана иная валюта взаиморасчетов, то расчеты по такому договору в бухгалтерском учете будут отражаться как валютные расчеты.

Регистрация договоров также важна для правильного учета фактических и кассовых расходов государственного учреждения в разрезе бюджетной классификации. С этой целью в договор добавлена табличная часть, в которой отражается номенклатура товаров, работ и услуг, поставляемых в соответствии с договором, в разрезе бюджетной классификации. В дальнейшем информация, введенная в табличную часть договора, используется для формирования заявок на регистрацию обязательств.

В государственных учреждениях, ведущих учет вручную, обычно имеется список заключенных договоров, в который договоры регистрируются по мере их заключения.

Чтобы избавить бухгалтера от необходимости ведения списка договоров вручную, в конфигурацию добавлен отчет Реестр заключенных договоров.

В форме отчета можно задать значения, определяющие, будут ли отражаться договоры общим списком или в разрезе программ и специфик, а также надо ли выводить общую сумму заключенных договоров.

Кроме того, с помощью кнопки «Настройка» можно открыть специальную форму, которая позволит указать дополнительные параметры, используемые при формировании отчета.

В форме «Настройка отчета» имеются закладки «Отбор» и «Порядок». Закладка «Отбор» позволяет указать контрагента, а также значения реквизитов справочника договоров, если необходимо, например, выбрать договоры по отдельно взятому поставщику или по одной или нескольким программам и спецификам.

Для учета расчетов по авансам в конфигурации используется реквизит «Счет авансов», имеющийся в формах документов учета расчетов с контрагентами и в формах банковских и кассовых документов.

Использование счетов авансов возможно только в том случае, если в настройках пользователя установлен флаг «Использовать счета авансов». В противном случае счета авансов не используются.

При вводе документов этот реквизит может заполняться автоматически на основании данных, хранящихся в регистре сведений «Счета расчетов с контрагентами». Значение реквизита при необходимости может быть изменено пользователем. В случае, если пользователь откажется от заполнения реквизита «Счет авансов» в указанных документах учет авансов не будет вестись обособленно от прочих расчетов с контрагентами.

Чтобы оценить, прошел ли при проведении расчетов с контрагентом аванс, будет анализироваться долг по счету учета расчетов с контрагентом, указанному в документе. Анализ долга проводится по договору контрагента, либо по документу, указанному в соответствующем реквизите. Если по указанному счету долг погашается полностью, то остаток оплаты зачитывается как аванс и отражается на счете учета расчетов по авансам. Если же счет расчета по авансам не задан, то вся сумма по операции будет проведена по счету учета расчетов с контрагентом.

Банковские и кассовые документы, а также документ Авансовый отчет, в части оплаты поставщикам, могут автоматически определять состояние взаиморасчетов с контрагентами и распределять получаемые или перечисляемые суммы на погашение имеющейся задолженности и авансы. При возврате денежных средств поставщиком, в первую очередь, анализируется счет учета возврата поставщику, если этот счет не указан, то вся сумма по операции будет проведена по счету учета расчетов с контрагентом.

Расчеты со сторонними организациями являются неотъемлемой частью деятельности государственных учреждений. В первую очередь расчеты такого рода и обязательства по этим расчетам возникают при приобретении и реализации товарно-материальных запасов, основных средств и прочих активов перед поставщиками, покупателями, заказчиками и т.д. При этом одна и та же организация может выступать как в качестве дебитора, так и в качестве кредитора.

Учет в разрезе бюджетной классификации важен, поскольку один и тот же договор может быть оформлен по нескольким бюджетным программам (статьям функциональной классификации расходов) или спецификам (статьям экономической классификации расходов).

В договоре можно дополнительно установить тип цен. При этом установленный тип цен будет автоматически проставляться в документах движения, оформленных по этому договору. Но тип цен при необходимости может быть исправлен пользователем в самом документе.

Один из договоров можно установить в качестве основного и этот договор будет автоматически проставляться при выборе контрагента во всех документах по взаиморасчетам с контрагентами.

В плане счетов, поставляемом с конфигурацией «Бухгалтерский учет для государственных учреждений Казахстана», для учета взаиморасчетов с контрагентами предусмотрен специальный набор счетов.

Для оформления той или иной операции, которая повлияет на взаиморасчеты с контрагентами, предусмотрены определенные документы. В документе пользователь должен указать соответствующего контрагента и счета учета по взаиморасчетам. Для того чтобы облегчить работу бухгалтера по вводу счетов учета, можно настроить счета учета расчетов с контрагентами, так, что они будут автоматически проставляться при выборе того или иного контрагента. Эти настройки устанавливаются в регистре сведений «Счета учета расчетов с контрагентами.

Каждая запись данного регистра содержит следующие сведения:

  • Организация;
  • Контрагент;
  • Договор;
  • Вид расчета по договору;
  • Счета, используемые в ряде операций: счета для учета расчетов с поставщиком, покупателем, счет учета авансов выданных и т.д. Таким образом, для каждого контрагента можно в разрезе договоров взаиморасчетов установить счета учета, которые в дальнейшем будут автоматически подставляться в расчетные документы, что значительно увеличит скорость их обработки.

При этом в расчетных документах счет, подставленный автоматически, может быть изменен по усмотрению пользователя.
При автоматической подстановке счета учета расчетов в регистре срабатывает следующая последовательность:

  • Сначала в регистре ведется поиск записи, где указаны подходящие организация, контрагент и договор;
  • Если запись не найдена, то ведется поиск записи, где указаны подходящие организация и контрагент, а сам договор не указан;
  • Если и теперь подходящая запись не найдена, то ведется поиск записи, где указаны только организация, а контрагент и договор не указаны;
  • В последнюю очередь ведется поиск записи, где не заполнены все три позиции.

При первом запуске конфигурации данный регистр заполняется автоматически значениями «по умолчанию».

Для корректировки взаиморасчетов с контрагентами предназначен документ Корректировка долга.

Корректировка долга может проводиться по различным причинам. Данный документ позволяет откорректировать взаиморасчеты следующими видами операций:

  • проведение взаимозачета – используется для взаимного погашения дебиторской и кредиторской задолженности одного или двух контрагентов;
  • списание задолженности – используется для списания безнадежного долга.

Кроме этого, документом можно оформить ввод начальных остатков по взаиморасчетам с контрагентами.

Для проведения сверки взаиморасчетов с контрагентами предназначен документ Акт сверки взаиморасчетов.

Сверку взаиморасчетов можно проводить за любой период, по всем договорам взаиморасчетов в целом или по конкретному договору, а также в любой валюте. При этом, если сверка будет проводиться в валюте регламентированного учета (тенге), то при заполнении табличная часть документа будет заполнена всеми операциями, повлиявшими на расчеты с контрагентом независимо от того, в какой валюте оформлялась сделка. Если же сверка взаиморасчетов будет проводиться в иностранной валюте, то в табличную часть будут заполнены только те операции, которые были оформлены в указанной валюте, при условии, что эта валюта указана в договоре с контрагентом в качестве валюты расчета.

Документ можно заполнить вручную и автоматически с помощью кнопки «Заполнить». При автоматическом заполнении в табличную часть документа попадут все операции, отвечающие заданным условиям, таким как период, основание взаиморасчетов, валюта и счета учета расчетов, подлежащих сверке. Счета учета расчетов, по которым необходимо произвести сверку, устанавливаются на закладке «Счета учета расчетов».

Акт сверки заполняется всеми операциями, зарегистрированными в учете предприятия. Данные контрагента также могут быть заполнены вручную или автоматически с помощью кнопки «Заполнить». При автоматическом заполнении документ будет заполнен данными предприятия.

После окончательной сверки для того, чтобы защитить документ от случайных изменений, устанавливается признак «Сверка согласована». После установки этого признака все реквизиты документа, кроме сведений о представителях, будут закрыты для редактирования.