Программные продукты


Торговое оборудование


Услуги














GISMETEO: Погода по г. Караганда

Ежедневные курсы валют в Республике Казахстан
 



   




г. Караганда,
ул. Кривогуза 33/1
+7 (7212) 43-98-00, 43-83-97, 43-81-38, 50-33-30

Общие вопросы: plast@plast.com.kz
Линия консультаций: hline@plast.com.kz
 




Учет активов в конфигурации "Бухгалтерский учет для гос. учреждений Казахстана, ред. 2.0", разработанной на основе "1С:Предприятие 8"


Учет активов в государственных учреждениях имеет ряд особенностей. Эти особенности касаются, в частности, износа активов, а также необходимости учета активов в разрезе источников приобретения. Немаловажным также является учет активов в разрезе статей экономической и функциональной классификации расходов бюджета.

Учет основных средств (далее – ОС) ведется на счетах 010 – 019, причем на счете 014 учитываются нематериальные активы (далее – НМА). Это первая отличительная особенность учета активов в государственных учреждениях: НМА не делятся по видам, а учитываются на одном общем счете. Еще одна особенность заключается в счетах учета износа активов. Счет 020 предназначен для учета износа ОС, счет 021 – для учета износа НМА.

Учет активов ведется в справочнике «Основные средства и нематериальные активы. Для удобства пользователя справочник разделен на группы в зависимости от шифра износа активов.

Такое разделение на группы сделано для автоматического формирования инвентарных номеров активов внутри каждой группы, так как в соответствии с Инструкцией №30 первые четыре цифры инвентарного номера актива должны соответствовать шифру износа. Каждому шифру износа должна соответствовать норма износа, поэтому справочник норм износа в конфигурации также организован с учетом шифров износа.

Для оприходования ОС и НМА используется документ «Поступление ТМЗ и услуг», в котором присутствует специальная закладка «Основные средства».

Документ позволяет зарегистрировать как приход активов от поставщика, так и безвозмездное получение активов. При выборе вида операции «Безвозмездное получение» можно сформировать печатную форму извещения. Заполнение табличной части, расположенной на закладке «Основные средства» имеет ряд особенностей.

Указывая количество ОС, пользователь должен быть особенно внимательным, поскольку количество в данном случае предназначено в основном для контроля правильности ввода данных. Каждому ОС присваивается инвентарный номер, поэтому количество, как правило, должно быть равно 1. Соответственно, в одной строке можно указать стоимость только одного ОС.

Движение фонда – вспомогательный реквизит, в некоторой степени являющийся дополнительной расшифровкой источника финансирования. Корректное заполнение этого реквизита необходимо для формирования формы 5 «Отчет о движении активов», являющейся одним из основных квартальных финансовых отчетов в государственных учреждениях.

Заполнение табличной части «Основные средства» также возможно с использованием подбора. В случае оприходования большого количества однородных активов (например, 50 одинаковых шкафов) при подборе или при вводе нового ОС необходимо ввести не элемент справочника, а группу, установив для нее флажок «Группа однородных активов». Наименование группы должно соответствовать полному наименованию приходуемой номенклатурной позиции. При выборе этой группы появляется специальная форма, в которой у пользователя запрашивается количество, стоимость, материально-ответственное лицо, движение фонда и счет учета. После заполнения нужной информации в документе появится не одна строка, а несколько строк, при этом внутри группы однородных активов будут добавлены элементы справочника с указанными пользователем характеристиками.

Оприходование актива не подразумевает его ввод в эксплуатацию. Для ввода активов в эксплуатацию используется документ «Принятие к учету ОС». Документ позволяет ввести актив (НМА) в эксплуатацию, указать необходимые сведения для начисления износа, а также сформировать акт приемки-передачи ОС по форме ОС-1 на казахском и русском языках.

Документ «Принятие к учету ОС» можно также ввести на основании документа «Поступление ТМЗ и услуг».

Внутреннее перемещение ОС и НМА также можно осуществить с помощью специальных документов «Перемещение ОС» и «Списание ОС». Оба документа можно заполнить автоматически по всем активам, имеющимся у материально-ответственного лица, выбранного в шапке документа.

Документ «Списание ОС» может быть использован как для списания, так и для безвозмездной передачи ОС и НМА. Для этого достаточно выбрать соответствующий вид операции. В документе также присутствует закладка «ТМЗ», с помощью которой можно оприходовать товарно-материальные запасы, оставшиеся при списании активов. Например, при списании транспортного средства можно оприходовать шины.

Для начисления износа активов в конфигурации также используется специальный документ. Отличительной особенностью документа «Начисление износа» является наличие табличной части, поэтому после заполнения документа пользователь может проанализировать, по каким активам износ был начислен, проверить степень износа и правильность указания нормы износа.
В конфигурации присутствует также ряд отчетов по активам, в частности оборотная ведомость ОС, ведомость износа активов и инвентарная карточка.

Оборотная ведомость ОС и НМА формируется в разрезе источников финансирования, статей функциональной и экономической классификации расходов бюджета, материально ответственных лиц и подразделений. Для отображения информации об износе активов используется ведомость износа ОС.

Одним из наиболее важных отчетов по активам является инвентарная карточка. Конфигурация позволяет сформировать инвентарную карточку активов по форме ОС-6.

Важной составляющей учета активов является проведение инвентаризации. В конфигурацию включен документ «Инвентаризация ОС и НМА», позволяющий провести инвентаризацию активов как по организации в целом, так и по материально-ответственному лицу, выбранному пользователем.

По умолчанию при заполнении документа количество активов, фактически имеющихся в наличии, равно количеству по данным бухгалтерского учета, однако при обнаружении расхождения документ позволяет указать излишек или недостачу. Несмотря на то, что документ «Инвентаризация ОС и НМА» не формирует бухгалтерских проводок, на основании этого документа можно сделать оприходование излишков или списание недостачи активов.

Таким образом, конфигурация позволяет вести учет ОС и НМА в соответствии с Инструкцией №30 по ведению бухгалтерского учета в государственных учреждениях.